Панама (panama hat, panama) — это классическая шляпа, которая делается из соломы, получаемой из строго определённого растения — пальмы токийя, которую учёные называют термином Carludovica palmata. Существует множество различных моделей панам, и далее мы о них расскажем, но сразу необходимо заметить, что все они значительно отличаются от того мягкого и неформального головного убора, который нередко называют панамой в России. Любая классическая панама имеет достаточно выраженную структуру; у неё есть поля и тулья, а на тулье всегда присутствует лента (чаще всего с бантом). Некоторые панамы являются сворачиваемыми. Уровень официальности панам зависит от модели; лучшие экземпляры весьма универсальны и сочетаются как с чиносами, так и с деловыми костюмами.
Классические панамы являются лёгкими и могут похвастать отличной воздухопроницаемостью. Соответственно, лучше всего они подходят для теплой и жаркой погоды. Как пишет специалист по мужской одежде Майкл Антон, «панама гораздо прохладнее любой фетровой шляпы и поэтому полезна летом». Правда, он добавляет, что «поскольку она всё-таки прикрывает макушку, даже в ней может стать жарко», но мы бы сказали, что более подходящей шляпы для лета просто нет (другое дело, что есть альтернативы, среди которых, наверное, наиболее известна шляпа канотье).
Как бы странно это ни звучало, родиной панамы является южноафриканское государство Эквадор, а вовсе не Панама. Впрочем, Панама всё же сыграла важную роль в истории этого головного убора, потому что жители США познакомились с ним именно на её территории. По словам писателя и журналиста Бернхарда Ретцеля, своё имя панама «получила предположительно в те времена, когда строился канал между двумя океанами: Тихим и Атлантическим: именно тогда североамериканские инженеры открыли, что эта шляпа и лёгкая, и хорошо защищает от солнца; возвращаясь домой, они брали её с собой, и в Штатах она очень быстро стала классической летней шляпой». Конечно, речь здесь идёт о Панамском канале, хотя стоит заметить, что имя panama hat у этой шляпы могло появиться и раньше. Что же касается местного наименования, то в Эквадоре панаму обозначают словами sombrero de paja toquilla. Название «панама» местные жители не любят.
Стоит добавить, что Панамский канал строился в 1881-1913 годах, но шляпы из листьев пальмы токийя в Южной Америке изготавливали ещё задолго до XIX века. Британский журналист Джош Симс, пишущий о различных предметах гардероба, утверждает, что инки (южноамериканские индейцы) «прекрасно умели защищаться от жары — в XIV веке именно они первыми начали носить шляпы, похожие на панаму: от палящего солнца их головы оберегала так называемая паха токийя, сделанная из пальмовых листьев». Разумеется, тогда панамы плели исключительно вручную. Что же касается географических нюансов, то империя инков включала в себя в том числе территорию нынешнего Эквадора, который ныне является главным центром производства классических панам. Кроме того, инки жили на территориях нынешних Перу и Боливии, а частично и на территориях Аргентины, Колумбии и Чили.
Свен Рафаэль Шнейдер (основатель и главный редактор издания Gentleman's Gazette) утверждает, что более или менее современные панамы начали плести в Эквадоре в начале XVII века, да и Джош Симс в своей книге «Иконы мужского стиля» пишет, что «первую панаму, какой мы её знаем сейчас, создал в начале XVII века Франсиско Дельгадо, и лучшие современные шляпы по сей день производят в Эквадоре по методу Дельгадо».
По словам Свена Рафаэля Шнейдера, в XIX веке панамы уже экспортировались из Эквадора в Европу и Азию, а также в США. Они продавались в том числе и в Панаме, которую часто посещали американцы, путешествовавшие из восточной части своей страны в западную (долгий по сегодняшним меркам морской путь через Панаму одно время считался чуть ли не самым удобным и быстрым и к тому же безопасным). В частности, во время золотой лихорадки в Калифорнии в середине XIX века через Панаму проехало множество американцев — и, разумеется, некоторые из них приобретали там шляпы, которые поставлялись из Эквадора.
Конечно, соотечественники этих путешественников порой интересовались, где были куплены или сделаны данные шляпы — и ответом на такого рода вопросы служило слово «Панама», потому что штампы Made in Ecuador тогда на головные уборы не ставили. Спрос на панамы со стороны жителей США планомерно увеличивался в течение XIX века, но по-настоящему широкую популярность среди граждан этой страны данная шляпа приобрела несколько позже — в начале XX века. Как заявляет Свен Рафаэль Шнейдер, этому немало поспособствовали фотографии американского президента Теодора Рузвельта, который носил панаму во время своего визита на стройку знаменитого Панамского канала. Этот визит состоялся в 1906 году.
Бернхард Ретцель говорит, что «неразрывно связанная в сознании с таким небезопасным делом, как строительство канала, панама в первые годы ассоциировалась с отвагой, легкомыслием, возбуждением чужих чувств, и это резко отделяло её от давно существовавших европейских «конкурентов», таких, как, например, флорентийская соломенная шляпа». Здесь же можно привести и следующие слова Джоша Симса: «в своём современном виде панама являлась важным элементом мужского гардероба с начала ХХ века, а в золотой век мужского стиля, в 1930-1950-е годы, действительно была ключевым аксессуаром сильного пола».
По словам Свена Рафаэля Шнейдера, к 1944 году панама стала основным экспортным продуктом Эквадора, причём экспортировали её не только в США, но и в Европу. Широкую популярность эта шляпа получила в Англии, где её носят, в частности, зрители Уимблдонского турнира и судьи игр в крикет. По утверждению Джоша Симса, английская фирма Lock & Co стала одной из первых компаний, прославивших панаму в Англии в частности и в Европе вообще. Росту популярности этой шляпы среди европейцев способствовали и королевские особы: известно, что панамы носили французские императоры Наполеон I и Наполеон III, шведский король Густав V, британские короли Эдуард VII и Георг V, а также принц Филипп (герцог Эдинбургский, муж королевы Елизаветы II). Как говорит Джош Симс, «королевское покровительство в Англии в эпоху, когда стиль определяли королевские персоны, обеспечило панаме статус эталона летнего головного убора».
Здесь же следует заметить, что панаму носили и многие другие известные люди: актёры (Гэри Купер, Хамфри Богарт, Петер Селлерс, Грегори Пек, Роберт Редфорд, Фред Астер, Харрисон Форд), политики (Уинстон Черчилль, Гарри Трумэн, Франклин Делано Рузвельт), музыканты (Фрэнк Синатра, Мик Джаггер, Уитни Хьюстон, Мадонна), писатели (Марк Твен, Том Вулф, Трумен Капоте, Ноэль Ковард). Этот список, конечно, не является исчерпывающим.
Самые лучшие панамы делаются в Эквадоре. Да, похожие на них шляпы изготавливаются и в других странах, включая Мексику и Китай, однако знатоки твёрдо уверены в том, что только эквадорские панамы заслуживают их внимания. Это может быть связано с тем, что именно на территории Эквадора, по-видимому, впервые начали делать такие шляпы; кроме того, Эквадор является одним из основных мест обитания Carludovica palmata — «пальмообразного» растения, которое даёт сырьё для панам. Его можно найти во влажных тропических лесах в прибрежных областях этой страны, а также в некоторых других центрально- и южноамериканских государствах.
В настоящее время крупнейшим центром производства панам является эквадорский город Куэнка (Cuenca). Он располагается в горах (в Андах) и входит в состав провинции Асуай (Azuay). В Куэнке находятся несколько достаточно больших фабрик. Доля ручного труда в процессе производства панам на этих фабриках бывает весьма скромной, но соотношение цены и качества нередко оказывается достойным. Другими словами, Куэнка специализируется на относительно масс-маркетных панамах, которые вряд ли удовлетворят взыскательных покупателей, но могут подойти тем, кто не гонится за изысками или просто не готов тратить на шляпу несколько сотен долларов.
Мелкие мастерские и частные мастера, создающие панамы высокого уровня, базируются в другом месте Эквадора — в небольшом городе Монтекристи (Montecristi), который находится у берега Тихого океана и относится к провинции Манаби (Manabi). Кроме того, в той же провинции располагается город Хипихапа (Jipijapa), где тоже делают качественные панамы. Шляпы, изготовленные в этих городах и рядом с ними, нередко обозначают термином Montecristi, но следует иметь в виду, что некоторые фирмы вводят покупателей в заблуждение, обозначая термином Montecristi шляпы из Куэнки.
Стоит добавить, что панамы делают и в некоторых других местах Эквадора. Знатоки говорят, что шляпы наиболее высокого качества обычно поступают из прибрежных городков и селений.
Так как термин «панама» относится к материалу, а не к конкретной модели или форме, есть множество различных вариантов соответствующих шляп. Одни панамы визуально напоминают федоры, другие — трилби, третьи — «пирожки», а четвёртые вообще существенно отличаются по дизайну от классических фетровых шляп. Пожалуй, панамы, напоминающие федоры, распространены шире прочих. Огромной редкостью являются панамы, аналогичные по форме и дизайну котелкам (дерби) и хомбургам, но при желании их всё же можно приобрести (правда, цены на них могут вас неприятно удивить).
Необходимо добавить, что все классические панамы можно разделить на две большие группы: складывающиеся / сворачиваемые (packable / foldable / crushable) и жёсткие, то есть те, что свернуть не удастся. Для сворачиваемых панам характерна тулья optimo — цилиндрическая, без углублений, с более или менее плоской поверхностью и специфическим узким выступом, который проходит поперёк поверхности тульи и спускается на её бока. В Англии и Америке такую тулью называют словами optimo crown. Бернхард Ретцель говорит, что «её верх образует своего рода крест, позволяющий легко складывать шляпу», что «пуристы стиля предпочитают optimo crown» и что подлинно классическая, настоящая панама имеет именно такую тулью. Мы бы, однако, сказали, что классическая панама может иметь и тулью другого рода, хотя вариант optimo является, пожалуй, наиболее практичным и удобным (особенно в поездках).
На всякий случай заметим, что сворачиваемую панаму нужно складывать аккуратно — и в своего рода трубочку. Её нельзя мять, комкать, сжимать как попало. Кроме того, есть ещё один нюанс: изредка встречаются панамы с тульей optimo, которые сворачивать не рекомендуется. Если вы сомневаетесь, уточните у производителя, можно ли сворачивать приобретаемую или уже приобретённую вами шляпу.
Для полноты картины следует упомянуть и панамы, предназначенные для игры в гольф (хотя при желании их можно надевать и по другим поводам). Они характеризуются множеством хорошо заметных сквозных дырочек, расположенных определённым образом — так, что в итоге из этих дырочек создаётся узор. По-английски такие панамы обозначаются термином golf panama. Мы бы сказали, что приобретать их стоит только в том случае, если у вас в гардеробе уже есть как минимум одна классическая панама без дырочек.
Для производства классической панамы может быть использован только один материал: солома из листьев пальмы токийя (Toquilla palm), которую иногда ещё называют хипихапой (jipijapa) и даже панамовой пальмой (panama palm). Научное название этого растения — Carludovica palmata. Строго говоря, пальмой оно не является, но визуально весьма напоминает её. Кроме того, здесь же нужно заметить, что солому для панам получают не из уже раскрывшихся листьев, а из длинных жёстких ростков, которые лишь со временем могли бы развиться в листья. Эти ростки местные жители называют cogollo.
Шляпы из листьев пальмы токийя могут быть весьма долговечными, комфортными, лёгкими, стильными и элегантными, хотя, разумеется, их качество и свойства варьируются. Как бы то ни было, этот материал более предпочтителен, чем солома из бумаги, которая нередко используется для создания бюджетных летних шляп.
Самые классические панамы по сей день плетут вручную, однако недорогие масс-маркетные экземпляры могут быть сделаны и машинами. Джош Симс пишет, что жители Эквадора, занимающиеся плетением панам, «предпочитают плести их не при ярком освещении и желательно в облачные дни, чтобы лучше видеть все волокна». Чикагский шляпный бренд Optimo отмечает у себя на сайте, что панамы в городе Монтекристи и его окрестностях плетут по утрам и вечерам, когда солома наиболее мягка, гибка и податлива.
Есть два основных вида переплетения соломинок в классических панамах. Вариант cuenca, напоминающий «ёлочку» или «селёдочную косточку» (herringbone), чаще используют при создании панам высокого уровня, которые делаются полностью вручную. Вариант brisa, напоминающий множество маленьких ромбиков или «бриллиантов» (diamond pattern), пользуется популярностью среди крупных производителей, так как в среднем себестоимость панамы с таким переплетением ниже, на неё уходит несколько меньше соломы. Впрочем, некоторые люди любят шляпы с переплетением brisa, потому что они оказываются в среднем более лёгкими. Существуют и другие виды переплетения, но они встречаются значительно реже.
Особо стоит отметить, что плетение — это лишь один из этапов создании панамы. До начала процесса плетения, разумеется, нужно подготовить солому. Ростки листьев растения необходимо собрать, разделить (расщепить) на тонкие ленты-полоски (не разрезая до конца), прокипятить и высушить в тени, а потом уже разделить на отдельные тонкие соломинки. Чем тоньше, равномернее и идентичнее будут эти соломинки, тем более изысканной получится шляпа.
После разделения на соломинки начинают собственно плетение, которое ведётся по направлению от центра тульи будущей шляпы к полям. Когда верхняя часть тульи сплетена, её кладут на специальную деревянную «болванку» (block), после чего поверх неё размещают ещё две или три «болванки» и подушку, а затем наваливаются на эту подушку телом и продолжают процесс плетения. Всё это делается ради того, чтобы шляпа в итоге приняла нужные очертания, хотя стоит сказать, что окончательные очертания появляются лишь на самом заключительном этапе производства, который в случае с панамами известных брендов нередко проходит за пределами Эквадора — в частности, в США, Италии, Испании. Впрочем, есть и шляпы, которые делаются в Эквадоре от начала и до конца.
Когда будущая шляпа находится на болванке, мастер доплетает её, создавая бока тульи и поля. После этого необходимо оформить края полей, придать им законченный вид и обрезать излишки соломы. Джош Симс замечает, что «у панам высшего качества края вплетены в поля, а у более простых поля зачищены и прошиты». Как говорит Свен Рафаэль Шнейдер, в случае с высококлассными панамами в процессе обработки и финишинга краёв могут быть задействованы три мастера, и все операции осуществляются полностью вручную. Особо стоит отметить, что тот мастер, который занимается плетением, финишные операции не осуществляет (возможно, за очень редкими исключениями). Более того, в мире производства панам есть и другие специализации — в частности, apaleador. Этот человек отбивает почти готовые шляпы специальной деревянной колотушкой, чтобы сделать их мягче.
Неудивительно, что панамы (в том числе и классические) могут значительно отличаться друг от друга по качеству и уровню. Мастеров, способных сплести панамы высшего класса, сейчас уже очень мало (заметно меньше, чем раньше). Впрочем, далеко не всем людям панамы высшего класса так уж нужны, тем более что из-за огромных затрат времени при производстве стоят они чрезвычайно дорого: значительно больше тысячи долларов за штуку. От экземпляров среднего класса они отличаются в первую очередь нюансами внешнего вида: у них более изысканное, мелкое и тонкое плетение. На производство лучших и наиболее дорогих панам иногда уходит больше полугода. Рекордом являются 8 месяцев, ну а что касается цены... Самые лучшие панамы обходятся в 25-40 тысяч долларов за штуку, и это не шутка. Во всем мире есть буквально несколько мастеров, способных их изготовить. Вероятно, лучшим из них является эквадорец Симон Эспиналь (Simón Espinal), создающий наиболее дорогие панамы для легендарного среди знатоков бренда Brent Black.
Чтобы определить качество и класс панамы, знатоки осуществляют внимательный визуальный осмотр: они учитывают аккуратность и равномерность плетения, а также равномерность окраса и толщины соломы. Кроме того, они производят замеры с помощью линеек. Чем больше фрагментов соломинок приходится на один квадратный дюйм или сантиметр, тем выше уровень шляпы (при прочих равных). Очень хорошим показателем считаются 350-400 фрагментов на квадратный дюйм, но в шляпах высокого класса фрагментов значительно больше — вплоть до 4000!
Разумеется, вовсе не обязательно полностью пересчитывать фрагменты: достаточно посчитать их вдоль обеих сторон воображаемого квадрата, а затем умножить полученные числа друг на друга. Кроме того, можно просто посчитать количество рядов плетения, которые приходятся на один дюйм: 20 — очень хорошо, 25 — отлично, 30 и более — великолепно (но имейте в виду, что количество рядов по горизонтали может несколько отличаться от количества рядов по вертикали). Разница в цене между панамами с 20 и 30 рядами плетения на дюйм может быть очень большой — и, говоря откровенно, подавляющему большинству людей экземпляра с 20 рядами плетения на дюйм будет достаточно.
Пожалуй, следует сказать несколько слов и о терминологии. Некоторые фирмы и продавцы используют для обозначения своих панам термины superfino, mil fino, ultrafino. Как правило, их применяют по отношению к высококлассным изделиям, однако чёткой и общепринятой терминологии нет.
Классические панамы обычно очень светлые, но не белоснежные. Они могут иметь кремовый или бежевый оттенок; встречаются и практически белые экземпляры. Помимо этого, существуют чёрные, серые, голубые и некоторые другие панамы, даже двухцветные. Для получения светлых цветов сырьё для шляп отбеливают с помощью соединений серы. Высококлассные шляпы обладают в среднем более равномерным окрасом, чем их собратья среднего класса.
Ленты на классических панамах чаще всего сильно контрастируют с тульями: они бывают синими, чёрными, красными, серыми. Изредка попадаются и другие варианты. Наиболее универсальны довольно тёмные ленты более или менее нейтральных тонов (к примеру, красная лента уменьшает потенциал сочетаемости шляпы, а тёмно-синяя и тёмно-серая ленты по потенциалу сочетаемости у неё выигрывают). Чёрная лента считается наиболее классической, но некоторые находят её мрачноватой, и вовсе не обязательно покупать панаму именно с чёрной лентой.
Наиболее удачные модели классических панам могут похвастать широким потенциалом сочетаемости, однако следует иметь в виду, что у такого рода шляп есть выраженная сезонность. Безусловно, на каких-нибудь тропических островах их можно носить круглый год, но в умеренном климате они выглядят уместно с апреля по октябрь.
Майкл Антон в своей книге «Костюм» замечает, что панама «подходит к городским костюмам». Она хорошо сочетается и с огромным количеством непарных пиджаков — как с типично летними, так и с осенне-летними и всесезонными экземплярами. Модели из твида и шерстяной фланели не подойдут, а вот пиджаки и костюмы из хлопка, льна и не слишком тяжёлой гладкой шерсти обычно оказываются удачным выбором, равно как и многие модели из смеси льна и шерсти, льна и шёлка, хлопка и льна.
На наш взгляд, многие панамы гармонично смотрятся с рубашками, надетыми без пиджаков, включая рубашки-поло и рубашки с закатанными рукавами. Уместны будут и чиносы, а также лёгкие джинсы. Футболка, однако, для большинства таких шляп недостаточно формальна. Шорты, плавки и бермуды могут подойти, если у них классический дизайн (типично спортивные изделия из магазинов типа Adidas и Reebok будут смотреться с панамой странно).
На вопрос о том, можно ли одновременно носить панаму и солнцезащитные очки, однозначного ответа нет. Кто-то относится к такой комбинации негативно, но мы бы назвали её приемлемой, если речь идёт о действительно солнечной погоде. Даже принц Чарльз иногда комбинирует панаму и солнцезащитные очки.
На всякий случай добавим, что панаму не следует носить с пальто, не говоря уже о тёплых куртках. Однако с некоторыми лёгкими куртками и плащами такая шляпа может смотреться нормально.
Классические панамы предлагают многие фирмы, но число брендов, специализирующихся именно на этих головных уборах и занимающихся главным образом ими, невелико. Среди них необходимо упомянуть фирмы K. Dorfzaun, Serrano Hat и Homero Ortega, базирующиеся в эквадорском городе Куэнка, а также марку Brent Black, которая базируется в США (впрочем, основная часть производственного процесса в случае с панамами Brent Black тоже проходит в Эквадоре, но не в Куэнке, а в окрестностях города Монтекристи).
Помимо этого, классические панамы можно приобрести у следующих брендов: Bailey (США), Bates (Англия), Biltmore Hats (США), Borsalino (Италия), Capas (США), Christys' (Англия), DelMonico (США), Doria 1905 (Италия), Guerra 1855 (Италия), Lock & Co (Англия), Mayser (Германия), Optimo (США), Panizza (Италия), Scala (США), Signes (Испания), Stefeno (США), Szaszi (Австрия), Tesi (Италия). Соответствующие шляпы указанных марок в подавляющем большинстве случаев опять-таки делаются в Эквадоре, но завершающие этапы производства нередко проходят в других странах (к примеру, в Италии, США или Испании).
На всякий случай добавим, что наш список брендов, предлагающих классические панамы, вовсе не является исчерпывающим. Мы включили в него известные нам марки, специализирующиеся именно на головных уборах, но вполне возможно, что есть и другие заслуживающие внимания фирмы; кроме того, классические панамы можно порой встретить и у брендов, выпускающих очень широкий спектр предметов гардероба.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–19:00
Электронная почта:
mail@finehat.ru
Москва,
ул. Льва Толстого, дом 23/7c3, п. 3, 1 эт.
Режим работы:
пн-пт: 11:00–21:00
сб-вс и праздники: 11:00–20:00
Электронная почта:
mail@finehat.ru
Санкт-Петербург,
ул. Миргородская, д. 20